Разобраться в автомобильной электронике дело не очень простое. Каталоги фирм-производителей изобилуют разнообразными терминами значения которых сперва понятны далеко не каждому. Помочь разобраться в этих технических характеристиках – цель этой рубрики.

АВТОМОБИЛЬНАЯ АКУСТИКА 

Мощность максимальная

Это мощность, которую акустическая система может выдержать без механических повреждений в течение очень короткого промежутка времени. Выбирая акустическую систему, необходимо помнить, что ее максимальная мощность должна быть больше максимальной мощности головного устройства или внешнего усилителя.

Мощность номинальная

Эта мощность постоянная – ее аппарат должен поддерживать в течение длительного времени, и она определяет среднюю громкость в салоне автомобиля. Номинальная мощность акустических систем должна быть несколько больше номинальной выходной мощности головного устройства или внешнего усилителя мощности. Это позволит избежать повреждений акустики на высокой громкости и неприятных искажений.

Количество полос 

Под полосами в акустической системе подразумеваются под диапазоны всего воспроизводимого спектра. В двухполосных системах используется два динамика: один (НЧ-динамик) воспроизводит нижнюю часть диапазона (низкие и часть средних частот), другой (ВЧ-динамик) – верхнюю часть диапазона (верхние средние и высокие частоты). В трехполосных системах используются три динамика – НЧ-, СЧ- и ВЧ-динамики, воспроизводящие соответственно низкие, средние и высокие частоты.

Чувствительность 

Параметр, определяющий громкость (дБ), развиваемую акустической системой на расстоянии 1 м при подведении к ней электрической мощности в 1 Вт. Соответственно, чем больше это значение, тем лучше. Для автомобильных колонок хорошим показателем чувствительности считается чувствительность ~90 дБ.

Диапазон воспроизводимых частот

Данный параметр показывает, какой частотный диапазон воспроизводит акустическая система и каковы максимальные отклонения от нормы в этом диапазоне (+ дБ). Человеческое ухо в среднем воспринимает звук в диапазоне ~ 16-18000 Гц. В случае с акустической системой нижняя граница около 40-50 Гц означает, что аппарат имеет хороший, глубокий бас. Верхняя граница должна быть не ниже 18000 Гц. Вполне допустимое отклонение от нормы для системы + 1,5-2 дБ.

Материал диффузора

Качество звучания (особенно, если речь идет о высококачественной аппаратуре) зависит от материала, из которого изготовлен диффузор (подвижная часть динамика, направленная на слушателя). В автомобиле, где вся аудиосистема подвергается постоянным перепадам температуры и повышенной влажности, вопрос о материалах, из которых изготовлен диффузор, стоит особенно остро. Наиболее приемлемыми материалами, с точки зрения акустики и практичности, в автомобиле являются плетеный кевлар и полимеры. Есть также бумажные (целлюлозные) диффузоры со специальной пропиткой, увеличивающей жесткость, не позволяющие влаге испортить бумагу. Эти динамики также вполне применимы в автомобиле.

АВТОМАГНИТОЛЫ 

Линейный выход

Для подключения внешнего усилителя (эквалайзера, кроссовера, процессора окружающего звучания) в автомагнитолах используется линейный выход. Обязательно присутствует в моделях, где нет встроенного усилителя мощности. Наличие в автомагнитоле нескольких (2-3) линейных выходов дает дополнительные возможности.

Соотношение сигнал/шум

Данный параметр характеризует собственные шумы аппаратуры. Чем сильнее шумит прибор, тем меньше эта величина.

40-50 дБ – шум не самой качественной кассетной техники. Вполне слышимый и раздражающий уровень шума. Такой уровень шума будет заметен даже в автомобиле. 50-60 дБ – шум слышен, но уже слабее. Появление шума такого уровня доставит дискомфорт при прослушивании записи на малой громкости.

60-70 дБ – такое значение соотношения характерно для очень хорошего кассетного устройства. Шум почти незаметен.

70-80 дБ – типичное значение для любой Hi-Fi техники.

80-90 дБ – шум практически неслышим. Такие значения характерны для цифровых источников (например, в CD-ресиверах). Рядом со значением соотношения сигнал/шум может стоять тип ленты, для которого производитель указал это соотношение, т.к. для разных типов ленты это соотношение может быть различным.

Type I – самый распространенный и дешевый тип пленки; имеет магнитный слой Fe2O3.

Type II – более качественная пленка с покрытием CrO2.

Type IV (Metal) – самая качественная и дорогостоящая пленка. Соотношение сигнал/шум на ней лучше всего.

Возможность воспроизведения ленты типа II – Это воспроизведение кассет типа (CrO2).

Возможность воспроизведения ленты типа IV – Это воспроизведение кассет типа (Metal). Использование лент типа II и IV в аппаратах, не предназначенных для работы с ними, приведет к некачественному звуку и быстрому износу головок.

Система шумопонижения Dolby B

Наиболее распространенная система шумоподавления в аудиоаппаратуре. В домашних аудиосистемах она используется довольно часто, но в случае автомобильных магнитол эта функция характерна, скорее, для довольно дорогих аппаратов. Система Dolby B наиболее эффективно подавляет шумы при воспроизведении аудиокассет, записанных с применением именно этой технологии. Дело в том, что запись с использованием Dolby B производится по особому алгоритму. Потом при воспроизведении такой записи включение функции Dolby B позволяет подавлять шумы. Активизация этой функции при воспроизведении записей, созданных без использования данной системы шумоподавления, приводит к звучанию с недостатком высоких частот. А включение системы Dolby В при прослушивании записей, сделанных с использованием технологии Dolby C, создаст избыток высоких частот и исказит звучание.

Система шумопонижения Dolby C

Система шумопонижения более высокого порядка. Присутствует она, как правило, в дорогих автомобильных магнитолах, обладающих богатым набором сервисных возможностей и обеспечивающих очень высокое качество звука. Активизация функции Dolby C при прослушивании записей, сделанных с использованием этой технологии, обеспечивает очень хорошее соотношение сигнал/шум. Однако, как и в случае с системой Dolby В, включение Dolby C при воспроизведении аудиокассет, записанных с использованием других технологий шумопонижения (Dolby В, Dolby S), приведет к значительному искажению звука.

Система шумопонижения Dolby S

Самая сложная система шумопонижения. Ею оснащены, как правило, очень дорогие устройства. Использование Dolby S будет полезно только при прослушивании записей, сделанных с применением этой системы шумоподавления. А активизация Dolby S во время воспроизведения кассет, записанных с применением систем Dolby B/C, приведет к искажению звучания.

Система RDS

Возможность приема радиоданных в системе RDS. Эта система добавляет информационные коды к обычному радиосигналу, транслируемому в FM-диапазоне. В приемнике, содержащем модуль RDS, эти коды расшифровываются, и на дисплее приемника возникают текстовые сообщения, содержание которых постоянно корректируется на станции. Однако в нашей стране немногие радиостанции передают RDS.

Тонкомпенсация

Эта функция поднимет верхние и нижние частоты для более комфортного прослушивания музыки при невысокой громкости. Дело в том, что человек при низкой громкости хуже, чем при высокой, слышит высокие и низкие частоты. Чтобы избежать этого неудобства, применяется “тонкомпенсация”. Иногда уровень “тонкомпенсации” может зависеть от положения регулятора громкости (чем меньше громкость, тем сильнее “тонкомпенсация”).

Custom file

Еще есть синоним Music File. Функция, позволяющая вводить в память аппарата имена исполнителей и названия песен, которые потом будут высвечиваться на дисплее магнитолы.

Анализатор спектра

Автомагнитолы с такой функцией отображают на дисплее спектр воспроизводимого сигнала – уровень звукового давления на фиксированных частотах. Все это отображается на дисплее в виде параллельных прыгающих столбиков.

Встроенный DSP

DSP (Digital Sound Processor, Digital Signal Processor) – процессор, производящий цифровую обработку звука. В общем случае аналоговый сигнал переводится в цифровой код и в таком виде обрабатывается (появляется возможность производить задержку, фильтрацию, коррекцию АЧХ и т.д.). Результатом работы цифрового процессора DSP значительно повышается качество звучания. Процессор с определенной долей точности может воссоздать звучание в концертном зале или танцевальном клубе.

Управление DAB-тюнером

Функция (характерна для дорогих автомагнитол) дает возможность управлять внешним тюнером, принимающим DAB-вещание. Однако в нашей стране система DAB-вещания пока не развита, поэтому эта опция может быть необходима только в будущем.

CD-РЕСИВЕРЫ 

Цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП)

Микросхема, производящая преобразование цифрового сигнала в аналоговый вид. Другими словами, ЦАП получает информацию в цифровом виде (именно в таком виде содержатся данные на современных носителях информации: CD-, MD-дисках и т.п.) и превращает ее в звуковой сигнал. В аудиотехнике применяются однобитовые и мультибитовые (16- и 20-битовые) ЦАП. В отличие от однобитовых, которые считывают цифровой сигнал по одному биту (точке), многобитовые ЦАП воспринимают информацию целыми блоками (словами). В результате при работе многобитовых ЦАП значительно снижаются (по сравнению с однобитовыми ЦАП) потери информации в момент ее получения и, как следствие, повышается качество выходящего аналогового сигнала. В аппаратах средней ценовой категории используются, как правило, однобитовые ЦАП. Мультибитовые ЦАП можно найти в дорогостоящих моделях.

Кратность передискретизации

Передискретизация улучшает соотношение сигнал/шум. Чем выше кратность (а встречаются аппараты, например, с 256-кратной передискретизацией), тем это соотношение лучше.

Встроенный усилитель

Многие CD-ресиверы обладают встроенным усилителем мощности. Большинство CD-ресиверов средней ценовой категории оснащены 4-канальными усилителями (возможно подключение пары фронтальных и тыловых колонок). Такие аппараты демонстрируют мощность, вполне достаточную для создания хорошего звука в салоне автомобиля, при условии, что акустика правильно подобрана и умело размещена. Используя CD-ресиверы без встроенного усилителя мощности, можно достигнуть очень высокого качества звучания, купив усилитель отдельно. Это более качественная и, как следствие, дорогостоящая аппаратура.