Как проверить работоспособность автомобильного термостата: не снимая и дома?

Автомобильный термостат – один из важнейших узлов системы охлаждения. Он вовремя перенаправляет потоки охлаждающей жидкости, обеспечивая качественный прогрев двигателя. Некорректная работа клапана становится причиной того, что двигатель длительное время прогревается или, наоборот, сильно перегревается во время работы.

В итоге мотор автомобиля ломается и его приходится менять. Избежать незапланированных трат можно, если вовремя обнаружить проблему в работе термостата и произвести его замену. Для этого можно отдать узел на проверку специалистам или выполнить диагностику в домашних условиях. Оценить работоспособность клапана самостоятельно можно двумя способами: не снимая и в кипящей кастрюле.

Не снимая

Даже неопытный водитель может проверить исправность узла без его демонтажа. Это самый простой и доступный способ проверки, который проводится при полностью остывшем двигателе. Процесс диагностики состоит из нескольких этапов:

  1. Запустите мотор автомобиля на холостом ходу и дайте ему так поработать 1,5-2 минуты, давая двигателю прогреться до нормальной рабочей температуры.
  2. Загляните под капот, нащупайте резиновый патрубок, соединяющий термостат с радиатором.
  3. Шланг должен быть относительно холодным, поскольку антифриз циркулирует по малому кругу и клапан закрыт.
  4. Через пару минут снова потрогайте патрубок. За это время мотор прогреется примерно до 90 градусов по Цельсию (показатель можно увидеть на датчике). Для разных марок авто показатели могут отличаться, поэтому нужно изучить руководство по эксплуатации. Если шланг горячий, значит, клапан открылся и антифриз начал передвигаться по большому кругу.

Если патрубок так и не начал нагреваться, значит, клапан заклинило и он нуждается в замене. Замена узла нужна и тогда, когда нагрев шланга начался моментально после запуска мотора авто.

В кипящей кастрюле на плите

Демонтированный термостат рекомендуется проверять на исправность в домашних условиях в кипящей кастрюле на печке. Весь процесс диагностики простой, быстрый, не требует приобретения специальных инструментов или оборудования.

Достаточно выполнить несколько несложных последовательных действий:

  1. Возьмите кастрюлю или другу металлическую емкость достаточного объема, чтобы с легкостью поместился термостат.
  2. Изучите значения, указанные в инструкции или на корпусе термостата. Необходимо узнать температуру, при которой происходит открытие клапана.
  3. Поместите узел в кастрюлю, залейте его водой. Просто класть термостат в емкость нельзя. Его следует подвесить за деревянную палку, расположенную поверх кастрюли таким образом, чтобы корпус прибора не прикасался к стенкам и днищу посудины, но находился в воде.
  4. Поставьте кастрюлю на огонь и поместите в воду технический термометр для измерения температуры жидкости, выдерживающий свыше 100 градусов по Цельсию.
  5. Следите за показанием термометра и клапаном. Как только будет достигнута оптимальная температура, он должен открыться.

После нужно достать термостат из горячей жидкости и дать ему остыть. При остывании клапан закрывается. Если он не открывается и не закрывается когда нужно, значит, узел неисправный и нуждается в замене.

Поломанный термостат нельзя отремонтировать, нужно обязательно покупать новый. Если этого не сделать, последствия будут весьма печальными, автомобиль быстро выйдет из строя. Регулярная проверка термостата значительно продлит срок службы авто и поможет избежать лишних растрат.