Рынок поддержки и услуг для стартапов тоже эволюционировал: 7 лет назад бизнес-инкубатор и конференцию для стартапов даже в Москве было днем с огнем не найти. А сейчас можно сойти с ума, выбирая, куда подать заявку. Я решила написать обзор трендов и изменений на рынке предпринимательской инфраструктуры, в том числе региональной.
Тренд #1 — первые результаты
Люди и организации, помогающие стартапам, наконец-то начали видеть качественный результат своей работы. Выжившие стартапы превращаются в работающие бизнесы. Когда-то юные и неопытные команды делают один проект, затем следующий, поднимают раунды инвестиций и идут покорять международные рынки. Например, Максим Лагутин и его стартапы Б-152 и SiteSecure.
И что самое приятное для инфраструктуры в регионах — добившись успехов, люди «возвращаются» обратно в сообщество и помогают «новой волне». Не могу не отметить Андрея Хусида и Пермь, в целом. Терпение и труд дают результат!
Важно, что вместе с этими историями успехов и неудач копится потрясающий опыт работающих и не работающих форматов, подходов, методик. Если кто-то из вас готов делиться — пишите, сделаем статью
Тренд #2 — специализация
Как и на любом новом рынке, у нас достаточно долго все помогали всем пришедшим и найденным стартапам. И будем честными, их было не много, особенно в регионах. Сейчас ярко прослеживается тенденция выбора и концентрации усилий в узкой нише.
Многие инкубаторы и технопарки стали выбирать, кому именно помогать: интернет-проектам или hardware, биомедицинским или социальным. А может вообще школьники? Надеюсь, что скоро в каждой специализации будет здоровая конкуренция и стартап получит выбор между разными регионами и программами поддержки.
Тренд #3 — вид сверху
Крупные компании все чаще покупают стартапы, команды учатся выходить на международные рынки и попадать в акселераторы первого эшелона, такие как YC и 500startups. Отдельно хочу обратить внимание на появление отраслевых акселераторов и специальных номинаций в стартап-конкурсах, в работе которых очень плотно и глубоко участвуют корпорации и крупные бизнесы. Не все из них планируют прикупить стартап-другой прямо сейчас, причины «возиться с песочницей» разные, но внимание к теме уже обнадеживает.
Тренд #4 — community management
Если серьезно, я верю, что это направление сделает наши города привлекательней для жизни и работы. А развитие предпринимательства в своем городе и есть развитие сообщества. Только такой подход, на мой взгляд, может гарантировать долгосрочный результат нашей работы. Кому интересно в эту сферу окунуться и быть «в теме», напишите мне в личку в Fb, я вас приглашу в специальную секретную группу людей, профессионально создающих сообщества.
А какие изменения замечаете вы? Расскажите в комментариях и давайте обсудим!
За картинки спасибо National Geographic.