Привет! Мы (Михаил Корнеев и Ренат Гарипов) — команда, которая создала вместе с Фондом развития интернет-
Первое правило: не будьте коворкингом
Бизнес должен быть модульным, и коворкинг — центральный блок, за счет которого вы сможете запуститься. К нему пристыковываются другие модули (как на МКС). Они будут поставлять ресурсы и расширять ваши возможности.
Для нас такими модулями стали:
- Образовательные курсы #tceh_edu. С их помощью мы устраняем дефицит компетенций тех, кто запускает стартапы, и приводим на площадку новые проекты, которые иногда становятся резидентами коворкинга.
- Мероприятия вроде Hack’n’roll – хакатона, на котором участники предлагают решения для конкретной отрасли. Такие проекты мы будем делать чаще — это создаёт мост между большими игроками традиционных индустрий и стартапами, и помогает нам рассказывать о #tceh.
- Трекшн митинги – регулярные встречи с независимыми экспертами, которые за руку проведут от идеи до запуска, а потом до бизнеса и масштабирования. Конечно, если вы сами не похороните проект где-то по дороге. Методика аналогична той, что успешно применяет ФРИИ.
Каждый из этих модулей требует дополнительных усилий и ресурсов на вывод на орбиту. Широкая продуктовая линейка – пожалуй, единственный вариант выжить, если вы коворкинг.
Правило второе: занимайтесь тем, в чём разбираетесь
Разумно сфокусироваться на аудитории, в отрасли которой вы свободно разбираетесь. У #tceh это IT-проекты. У кого-то (посмотрите истории других) – дизайнеры одежды, социальные предприниматели, биотех-компании… Гораздо проще начинать с аудитории, потребности которой вы хорошо понимаете.
Правило третье: пишите письма
Одно из открытий после запуска: именно посещение площадки (даже без цели сесть в коворкинг) будет главным, что повлияет на спонтанное решение о покупке. Но визиты нужно уметь конвертировать в продажи.
Чтобы превратить подписчика в покупателя, разработайте цепочку писем. Заведите автописьма с благодарностью за регистрацию. Напоминайте людям по-человечески о конкретном событии, на которое они записывались, – чтобы повышать конверсию в реально пришедших.
Высылайте после мероприятия письма с фото, видео, презентациями и анонсами следующих полезных мероприятий – люди будут привыкать к вам, конвертироваться в подписчиков Youtube и соцсетей. Вообще есть 30+ вариантов типов писем, которые можно использовать в зависимости от ваших нужд.
Правило четвертое: установите ограничения
Однажды мы провели опрос среди резидентов на тему, что они ценят в #tceh.
В топ-3 вошли:
- сообщество
- местоположение
- обстановка
С двумя последними пунктами все просто: центр города и интерьер, в который не стыдно привести клиентов или партнеров, делают свое дело.
А вот пункт №1 – сообщество – стал приятным моментом. Наш опыт говорит: «всех впускать – никого не выпускать» — плохая стратегия. Когда мы только планировали #tceh, то решили, что брать к себе будем не каждого. Нет, конечно, когда кто-то заходил в гости, сначала мы показывали площадку, поили вкусным кофе и отвечали на вопросы. А потом начинали задавать вопросы сами: что за проект, зачем они его делают, что с командой, каков опыт и т.д.
Бывало, что после таких интервью мы отказывали проекту в резидентстве, если он не попадал в наш формат или выглядел откровенно слабым.
Казалось бы – зачем терять потенциальных клиентов, когда уже потратился на их привлечение? Возможно, «всеядность» и принесла бы нам чуть больше легких денег поначалу, но точно помешала бы сформировать сильное сообщество.
Помните: сильным командам интересно работать рядом с другими сильными командами.
Изучая каждого потенциального резидента, мы лучше понимали, насколько он впишется в существующую в коворкинге культуру, насколько этот проект комплиментарен тем, что уже сидят на площадке. Это было (и остается) очень важной частью ценностного предложения #tceh.
Правило пятое: длительные тарифы помогают строить сплочённое сообщество
Это был риск – вдруг клиенты не захотят заключать договор сразу на месяц? Но по итогам года оказалось, что помесячный тариф – это наиболее востребованное предложение.
Более того, мы смогли обеспечить высокий срок жизни команд на площадке. А в меру низкая ротация – то, что нужно для формирования сообщества. Согласитесь, что для знакомства и начала общения, людям надо привыкнуть друг к другу.
Правило шестое: делегируйте
- Когда мы научились запускать по несколько курсов #tceh_edu в месяц и зарабатывать на них – отдали разработку лендингов на сторону. Но гайдлайны по их созданию прописал и контролировал наш дизайнер. Тогда это расшило нам очень серьезную проблему со сроками запуска каждого нового курса. Потом, правда, мы вернули разработку страниц самостоятельно, но только после того, как типизировали и шаблонизировали все процессы.
- Другой пример: когда мероприятий стало ну очень много, стали приглашать стажеров по бартеру — с нас навыки и знания, с них полноценный труд. Позже стажеры появились и в маркетинге. Несколько стажеров по итогам их практики мы взяли в штат.
- Чтобы быстро вводить новых людей в курс дела, мы ввели процедуры и шаблоны, а также настроили процесс, когда более опытный сотрудник обучает новичка.
- Когда мы автоматизировали часть работы ресепшна, у девочек появилось время на освоение вопросов бухгалтерии и других более важных задач. А это – и удержание хороших сотрудников (вы им доверяете, они растут), и разгрузка других членов команды от части будничных обязанностей.
Правило седьмое: будьте пользователем своего продукта
Будьте сами резидентами своего коворкинга: пользуйтесь тем же WiFi, пейте тот же кофе, работайте в том же пространстве, что и ваши клиенты — так вы сможете замечать все проблемы, до того, как они действительно станут проблемами.
Кстати, о кофе, чае, печеньках — это правило хорошего тона в любом офисе. А то, что предназначаются они для клиентов, делает вопрос своевременного завоза продуктов еще более чувствительным. Уделите ему внимание.
Про то, почему важно самому использовать продукт, который создаешь, написано множество статей. Когда мы только запускали #tceh – мы практически жили на площадке. Те у кого была возможность, даже переехали ближе к Курской (как фанаты считать всё, что считается, мы быстро поняли, во сколько обходится время на дорогу).
Правило восьмое: уют не должен доминировать
Уже после запуска мы почувствовали очень важную штуку — мы создали близкий к идеальному баланс между комфортом и рабочей обстановкой. Впоследствии, когда мы стали изучать международный опыт и обратную связь от резидентов европейских и американских коворкингов, пришло понимание — чрезмерный уют снижает продуктивность. Все эти лесопарковые зоны, пледы, какао, брус в интерьерах, камины вызывают какие угодно желания, кроме работы.
Для работы нужен драйв, динамика и функциональность. Интерьер должен быть полезным — розетки в диванах, маркерные доски на стенах, климат-контроль с большим количеством зон.
***
И, пожалуй, главное наше открытие — коворкинг как сложный музыкальный инструмент. Если хочешь создать лучшее предложение на рынке и в дальнейшем масштабироваться, то будь готов к постоянному файн-тюнингу — тонкой настройке десятков параметров.
P.S. Большое спасибо Алексею Корнееву, без которого эта статья бы не появилась.