Интернет-энциклопедия домашнего хозяйства

5 правил общения с экспертами для стартапа: не сломать мозг и получить пользу

Акселераторы, инкубаторы и другие организации, помогающие стартаперам, часто устраивают сессии экспертной помощи. IMG_8885Иногда это индивидуальные консультации (мы их зовем страшным словосочетанием «экспертная труба»), иногда групповые «разборы» полетов (типа клуба менторов). Объединяет их одно — стартап может за небольшое время получить обратную связь от тех, у кого уже получилось сдела ть бизнес и от специалистов определенной тематики. Дело однозначно хорошее! Только вот за миллион раз организации такого рода мероприятий я уяснила, что, если стартап не подготовить должным образом — ему просто порвут мозг. В лучшем случае он устанет, а в худшем пивотнется совершенно не туда, куда нужно и будет весело бежать в стену. Ниже 5 правил, которые нужно знать основателям стартапа перед общением с экспертами, чтобы это общение прошло на самом деле эффективно. 

Правило №1: Обмани свой мозг

Любой предприниматель верит в свою идею и подсознательно хочет, чтобы она была реализована и все работало именно так, как ему представляется. Этой верой он мотивирует не только себя, но и свою команду. А на экспертной сессии команда стартапа обязательно услышит критику, а еще кучу идей, как можно сделать по-другому или лучше. И вот наступает момент Х: предприниматели в эти моменты делятся на 2 типа. Первые не слышат совсем и продолжают рассказывать свое и думать, это вокруг все просто «ничего не понимают» (ну вы понимаете — это безнадежный вариант). А вот вторые, осознающие, что им известно не все, слышат критику, начинают переживать и перестают получать полезность от общения с экспертом.

Что же делать? А делать 2 непростых, но осуществимых усилия. Во-первых, основателю стартапа очень важно знать и помнить, что эмоциональная реакция на критику ЕГО идеи — ЭТО НОРМАЛЬНО! Наш (человеческий) мозг так устроен, что мы хотим защитить созданное нами.

Во-вторых, есть еще одна хорошая новость заключается в том, что мозг можно обмануть! Дмитрий Лазарев давным давно научил меня записывать обратную связь в 2 колонки (а теперь я рассказываю этот способ всем):

  • в первую колонку фиксировать положительные моменты — подтверждающие гипотезы цифры и факты, идеи, полезные контакты и так далее (это все любят и умеют :))
  • а во вторую — (внимание!) записывать «окна возможности». Что такое окна возможности? Это не плохие места вашего проекта, а зоны риска, которым нужно уделить больше внимания и где вы можете сделать лучше! Если вы заменяете колонку негатива на колонку зон роста, вы помогаете собственному мозгу концентрироваться не на эмоциях, а на конструктивных мыслях!

Правило №2: Переспи с обратной связью хотя бы одну ночь

Частенько основатель стартапа (особенно на ранней стадии) пытается сделать пивот чуть ли не после каждого эксперта. Это эмоциональное и, как вы понимаете, далеко не всегда верное решение. Я рекомендую фиксировать обратную связь письменно, уточнять у эксперта детали и брать паузу. Как минимум имеет смысл поделиться полученной от экспертов информацией со своей командой, дать мозгу несколько часов/суток обдумать новые мысли и уже после этого размышлять о том, что делать с этой обратной связью. Ну и вы же уже прочитали про запись в две колонки (см. правило №1).

Правило №3: Тренируй навык спора в другом месте

Когда тебе советуют то, что ты уже пробовал, а оно не работает, так хочется поспорить, аргументов-то полный карман! Или некоторые эксперты считают, что раз у них не полетела определенная бизнес-идея, значит и подошедшего к ним стартапа не полетит. «Не наступай на эти грабли», — мудро говорят они. В таких ситуациях основателю стартапа просто необходимо помнить, что БИЗНЕС-ТО ЕГО, а не эксперта, и решения будет принимать он и его команда, а не эксперт. Более того эксперт через 5 минут, консультируя следующую команду стартапа, уже забудет о предыдущей. Поэтому спорить не надо, а надо фиксировать факты (см. правило №4) и думать (см. правило №2).

Правило №4: Отделяй мух от котлет

Эксперты такие же люди как и стартаперы — они тоже испытывают эмоции и высказывают свое мнение, которое иногда кажется истиной в силу уважения к опыту эксперта. Поэтому команде стартапа надо очень аккуратно отделать мнения от фактов и фиксировать и брать в работу именно факты. Например, иногда уже успешный предприниматель говорит начинающему «Я пробовал запустить такое направление, но нет там бизнеса». Что нужно сделать? Ну уж точно не расстроиться, а даже, пожалуй, обрадоваться (сейчас будут открытия и зоны роста) и расспросить, что именно не получилось и что помешало превратить идею в работающий бизнес. Основателя должны волновать факты, лучше всего проверенные факты, ну и может быть немного интуиция проверенного эксперта, которому он доверяет. 

Правило №5: Бери от жизни эксперта все

Эксперты нередко предлагают основателям стартапа познакомить с потенциальными клиентами, партнерами, инвесторами и т.д. Этот ценный ресурс радостный основатель записывает в колонку «положительные моменты» и благополучно забывает уже через 5 минут. Ну или классически ждет, что эксперт сам об этом вспомнит и напишет ему. Я не устану повторять, как бы очевидно это не казалось со стороны, забрать предложенный ресурс в виде контактов должен основатель стартапа и никто другой. Эксперту даже лучше, если к его партнеру/брату/свату не пришел очередной якобы цукерберг — мало ли всяких разных стартаперов вокруг околачивается. Стартапу после такого рода мероприятий в идеале нужно оценить полезность предложенного ресурса и написать внятное письмо с напоминаем о договоренности эксперту (в письме не забыть напомнить о сути своего бизнеса и о том, что именно было обещано экспертом). 

Ну и негласное правило №6: Будьте благодарными — на таких сессиях, когда приходится быстро вникать в происходящее и давать разумные рекомендации, всем приходится тяжело. Надеюсь, предложенные правила помогут сделать такие мероприятия более конструктивными и для основателей и для экспертов.

Эффективного общения вам!

Exit mobile version