5 правил общения с экспертами для стартапа: не сломать мозг и получить пользу

Акселераторы, инкубаторы и другие организации, помогающие стартаперам, часто устраивают сессии экспертной помощи. IMG_8885Иногда это индивидуальные консультации (мы их зовем страшным словосочетанием «экспертная труба»), иногда групповые «разборы» полетов (типа клуба менторов). Объединяет их одно — стартап может за небольшое время получить обратную связь от тех, у кого уже получилось сдела ть бизнес и от специалистов определенной тематики. Дело однозначно хорошее! Только вот за миллион раз организации такого рода мероприятий я уяснила, что, если стартап не подготовить должным образом — ему просто порвут мозг. В лучшем случае он устанет, а в худшем пивотнется совершенно не туда, куда нужно и будет весело бежать в стену. Ниже 5 правил, которые нужно знать основателям стартапа перед общением с экспертами, чтобы это общение прошло на самом деле эффективно. 

Правило №1: Обмани свой мозг

Любой предприниматель верит в свою идею и подсознательно хочет, чтобы она была реализована и все работало именно так, как ему представляется. Этой верой он мотивирует не только себя, но и свою команду. IMG_8939А на экспертной сессии команда стартапа обязательно услышит критику, а еще кучу идей, как можно сделать по-другому или лучше. И вот наступает момент Х: предприниматели в эти моменты делятся на 2 типа. Первые не слышат совсем и продолжают рассказывать свое и думать, это вокруг все просто «ничего не понимают» (ну вы понимаете — это безнадежный вариант). А вот вторые, осознающие, что им известно не все, слышат критику, начинают переживать и перестают получать полезность от общения с экспертом.

Что же делать? v74zzwLC5E0А делать 2 непростых, но осуществимых усилия. Во-первых, основателю стартапа очень важно знать и помнить, что эмоциональная реакция на критику ЕГО идеи — ЭТО НОРМАЛЬНО! Наш (человеческий) мозг так устроен, что мы хотим защитить созданное нами.

Во-вторых, есть еще одна хорошая новость заключается в том, что мозг можно обмануть! Дмитрий Лазарев давным давно научил меня записывать обратную связь в 2 колонки (а теперь я рассказываю этот способ всем):

  • в первую колонку фиксировать положительные моменты — подтверждающие гипотезы цифры и факты, идеи, полезные контакты и так далее (это все любят и умеют :))
  • а во вторую — (внимание!) записывать «окна возможности». Что такое окна возможности? Это не плохие места вашего проекта, а зоны риска, которым нужно уделить больше внимания и где вы можете сделать лучше! Если вы заменяете колонку негатива на колонку зон роста, вы помогаете собственному мозгу концентрироваться не на эмоциях, а на конструктивных мыслях!

Правило №2: Переспи с обратной связью хотя бы одну ночь

IMG_8804Частенько основатель стартапа (особенно на ранней стадии) пытается сделать пивот чуть ли не после каждого эксперта. Это эмоциональное и, как вы понимаете, далеко не всегда верное решение. Я рекомендую фиксировать обратную связь письменно, уточнять у эксперта детали и брать паузу. Как минимум имеет смысл поделиться полученной от экспертов информацией со своей командой, дать мозгу несколько часов/суток обдумать новые мысли и уже после этого размышлять о том, что делать с этой обратной связью. Ну и вы же уже прочитали про запись в две колонки (см. правило №1).

Правило №3: Тренируй навык спора в другом месте

Когда тебе советуют то, что ты уже пробовал, а оно не работает, так хочется поспорить, аргументов-то полный карман! Или некоторые эксперты считают, что раз у них не полетела определенная бизнес-идея, значит и подошедшего к ним стартапа не полетит. «Не наступай на эти грабли», — мудро говорят они. В таких ситуациях основателю стартапа просто необходимо помнить, что БИЗНЕС-ТО ЕГО, а не эксперта, и решения будет принимать он и его команда, а не эксперт. Более того эксперт через 5 минут, консультируя следующую команду стартапа, уже забудет о предыдущей. Поэтому спорить не надо, а надо фиксировать факты (см. правило №4) и думать (см. правило №2).

Правило №4: Отделяй мух от котлет

Эксперты такие же люди как и стартаперы — они тоже испытывают эмоции и высказывают свое мнение, которое иногда кажется истиной в силу уважения к опыту эксперта. IMG_8736Поэтому команде стартапа надо очень аккуратно отделать мнения от фактов и фиксировать и брать в работу именно факты. Например, иногда уже успешный предприниматель говорит начинающему «Я пробовал запустить такое направление, но нет там бизнеса». Что нужно сделать? Ну уж точно не расстроиться, а даже, пожалуй, обрадоваться (сейчас будут открытия и зоны роста) и расспросить, что именно не получилось и что помешало превратить идею в работающий бизнес. Основателя должны волновать факты, лучше всего проверенные факты, ну и может быть немного интуиция проверенного эксперта, которому он доверяет. 

Правило №5: Бери от жизни эксперта все

Эксперты нередко предлагают основателям стартапа познакомить с потенциальными клиентами, партнерами, инвесторами и т.д. Этот ценный ресурс радостный основатель записывает в колонку «положительные моменты» и благополучно забывает уже через 5 минут. Ну или классически ждет, что эксперт сам об этом вспомнит и напишет ему. Я не устану повторять, как бы очевидно это не казалось со стороны, забрать предложенный ресурс в виде контактов должен основатель стартапа и никто другой. Эксперту даже лучше, если к его партнеру/брату/свату не пришел очередной якобы цукерберг — мало ли всяких разных стартаперов вокруг околачивается. Стартапу после такого рода мероприятий в идеале нужно оценить полезность предложенного ресурса и написать внятное письмо с напоминаем о договоренности эксперту (в письме не забыть напомнить о сути своего бизнеса и о том, что именно было обещано экспертом). 

Ну и негласное правило №6: Будьте благодарными — на таких сессиях, когда приходится быстро вникать в происходящее и давать разумные рекомендации, всем приходится тяжело. Надеюсь, предложенные правила помогут сделать такие мероприятия более конструктивными и для основателей и для экспертов.

Эффективного общения вам!

kRmhdexcd8U