Тихую поступь технического прогресса не остановить, как не остановить вращение Земли вокруг Солнца. Технологии, описанные когда-то в фантастических романах, постепенно входят в нашу жизнь, изменяя ее. Персональные коммуникаторы в начале XX века казались сказкой, сейчас же никого не удивишь «умным» телефоном. Фантастика постепенно становится реальностью. Так происходит и с автомобилями. Из простого средства передвижения они потихоньку превращаются в нечто большее. Технологии, разрабатываемые производителями, добавляют комфорта и делают езду более безопасной. Не за горами то время, когда автомобильные перевозки уже не будут требовать активного участия человека. В этой статье мы познакомим вас с умными технологиями и тенденциями в мире автомобилей.


Чтобы облегчить повседневную жизнь водителя, многие автопроизводители уже сейчас внедряют системы автоматической парковки. У одних они работают неплохо, у других — лишь удовлетворительно. К примеру, у Ford есть технология Fully Assisted Parking Aid. позволяющая водителю вообще выйти из автомобиля и с помощью команды из специального приложения на смартфоне припарковаться. Дальше автомобиль полностью берет управления на себя, контролируя рычаг переключения скоростей, тормоза и автоматическую трансмиссию. Все то время, пока машина паркуется, водителю необходимо лишь удерживать нажатой кнопку на смартфоне. для того чтобы в случае возникновения проблемы остановить парковку. Такая система способна припарковать автомобиль в пространстве, всего на 20% превышающем его общую длину.

Но главное на дороге — это безопасность. На наш взгляд, весьма полезными являются технологии мониторинга так называемых «мертвых зон» и системы предупреждения пересечения дорожной разметки. Как правило, они используются в автомобилях довольно высокого класса и высокой цены. Такие компании, как BMW, Ford, Mazda и Volvo, предлагают свои разработки, в которых используются встроенные в зеркала камеры или датчики, контролирующие мертвые зоны. Аварийные индикаторы предупреждают о том, что машина находится в мертвой зоне, а если никакой реакции от водителя не последовало и он начал перестроение, система более активно предупреждаете помехе, издавая звуки или, в зависимости от марки, включая вибрацию рулевого колеса. Минусом подобных систем является то, что они работают только на небольших скоростях.

Нельзя не отметить и активное внедрение систем предотвращения столкновений. Серьезно в этой области работают Volvo, Ford, Audi. В таких решениях применяются специальные датчики, отслеживающие ситуацию на дороге. А в случае, если водитель не успевает среагировать на предупреждающий сигнал, в них автоматически задействуются система торможения и рулевое управление для предотвращения столкновений с автомобилями и пешеходами. Как правило, работают они весьма успешно, но опять же лишь на невысокой скорости.

Автопроизводители ведут также активные исследования в области автопилотирования. В частности, у компании Ford разработана технология Obstacle Avoidance, которая позволяет автомобилю объезжать как медленно двигающиеся, так и неподвижные препятствия. Это могут быть другие машины, пешеходы или любые иные объекты, которые заметит автоматика. Эта система достаточно сложная и дорогостоящая. Она включает три радара, ультразвуковой сенсор и камеру для сканирования дороги в диапазоне до 200 м перед машиной. Как только умный Ford обнаруживает опасность в полосе движения. он сразу же оповещает водителя с помощью графического и звукового сообщения. Если человек не предпринимает никаких действий, то сам автомобиль начинает тормозить и сканировать окружающую местность с целью выявления свободного пространства слева или справа от препятствия, чтобы совершить безопасный объезд.

А, к примеру, Nissan представила систему управления Autonomous Drive. В ней используются пять камер и пять лазерных датчиков. С ее помощью автомобиль сумеет не только передвигаться в окружении неподвижных объектов, но и пропускать других участников движения, когда это предписано правилами.

Дальше всех в области автопилотируемых автомобилей ушла корпорация Google. Она разработала собственную автоматизированную систему, которая использует информацию, собранную сервисом Google Street View, видеокамеры. оптический дальномер, установленный на крыше, радары в передней части авто и датчик, подключенный к одному из задних колес, который помогает определить позицию автомобиля на карте.

Уже в 2010 г. Google протестировала несколько серийных автомобилей, оборудованных такой системой. В реальных условиях, безучастия человека, один из автомобилей проехал около 1600 км полностью автономно и еще 225 308 км с частичным участием человека. С ним произошло лишь одно-единственное дорожно-транспортное происшествие, когда другой автомобиль въехал в гугломобиль, стоящий на светофоре. По утверждению Google, их автоматизированная система может снизить количество ДТП. травм и смертей, одновременно более эффективно используя как топливо, так и дороги. Всего в проекте участвовали 10 автомобилей: шесть Toyota Prius, три Lexus RX460h и один Audi ТТ, а также 12 водителей и 15 инженеров.

И уже в 2012 г. компания Google сообщила в своем блоге о том. что их автомобили проехали на тот момент 300 тыс. миль (более 480 тыс. км) с минимальным участием человека.

А в прошлом году корпорация представила автомобиль собственного производства, специально построенный для езды безучастия водителя. Новые модели Google рассчитаны на двух пассажиров. Они не имеют ни руля, ни педалей газа, ни тормоза — управление осуществляется с помощью компьютера. При этом разработчики указывают, что на первое место они вынесли безопасность. Скорость машины ограничена 25 милями в час (40 км/ч).

Несмотря на то что автомобили Google не имеют привычных органов управления, в них все же встроены кнопка экстренной остановки, а также экран, на который выводится маршрут передвижения. Разработки пока находятся на стадии прототипов, корпорация планирует выпустить первоначально около 100 таких автомобилей.

Но в сторону «умных» автомобилей смотрят не только на Западе — недавно российская компания КамАЗ в сотрудничестве с Cognitive Technologies объявила о собственной разработке беспилотного грузовика, испытания опытного образца которого планируется начать уже в этом году. На 2016 г. намечена эксплуатация автобеспилотников в качестве технологического транспорта на производственных площадках КамАЗа. А на 2017 г. запланировано провести испытания такого грузовика с автоматическим управлением в Татарстане на дорогах общего пользования.

В основе разрабатываемой системы автоматического управления автомобилями лежит использование так называемой пассивной (поглощающей сигнал) модели компьютерного зрения, когда необходимая для формирования управляющего воздействия дорожная информация фиксируется видеокамерами, установленными на авто, и анализируется специализированным программным обеспечением. Она позволяет распознавать дорожную обстановку, в том числе границы дороги, ширину полос, разметку.