Давно прошли те времена, когда автомобиль считался предметом роскоши. Сегодня практически любой человек может купить новую и поддержанную машину и выехать на дорогу, где его поджидает множество опасностей. Ведь только за прошлый год на российских автотрассах произошло 145 тысяч аварий, в которых погибли 16 тыс человек.
Такая печальная статистика заставляет производителей постоянно работать над конструкцией транспортных средств, регулярно добавляя в нее дополнительные элементы, часть из которых (активная защита) помогают водителю не попасть в экстренную ситуацию на дороге, а вторая часть (пассивная защита) стремится максимально снизить негативные последствия дорожно-транспортных происшествий.
Поэтому на сегодняшний день даже бюджетные модели автомобилей уже оснащаются умной электроникой для предотвращения аварий и элементами защиты всех участников движения. В России в базовый пакет по безопасности включены: подушка для водителя, ABS и система ЭРА-ГЛОНАСС. Однако в развитых странах требования в этой сфере значительно жестче.
Системы активной безопасности
Элементы этого комплекса защиты авто должны работать на предотвращение дорожно-транспортных происшествий. Ну а первой ласточкой здесь стала антиблокировочная система тормозов (ABS), которой серийные автомобили начали оснащаться с 1978 года. Эффективность этой новинки вдохновила инженеров на разработку антипробуксовочной системы (ESP) и системы курсовой устойчивости (ESC), способной предотвращать заносы.
Не стоит забывать и про ручник, при помощи которого машина удерживается на склонах. Отдельным пунктом в этом списке следует выделить подвеску, шины и диски, на качестве которых экономить никогда не рекомендовалось.
Однако настоящий бум в этой сфере начался в 21 веке, когда ведущие автоконцерны начали активно оснащать машины электронными приборами, которые при помощи камер, датчиков и радаров заранее распознают потенциально опасные объекты и помогают водителю избежать столкновения, в том числе с помощью самостоятельной работы с тормозами и рулем.
Особо популярными новинками, которыми в настоящий момент оснащаются даже бюджетные модели, за последнее двадцатилетие стали адаптивный круиз-контроль (ACC), а также другие системы, в том числе:
- распределения тормозных усилий (EBV);
- блокировки дифференциала (EDL);
- обнаружения пешеходов (ADAS);
- помощи при спуске (HDC);
- экстренного торможения (AEB).
Список при желании можно расширить за счет автопилота и ночного видения.
Системы пассивной безопасности
Эти части конструкции транспортного средства включаются в работу, если активная защита не сработала, и все-таки авария произошла. Пионером в этой сфере стали ремни безопасности, идея создания которых была озвучена в далеком 1907 году и реализована на серийных автомобилях (в современном виде) в конце 50-х годов прошлого столетия.
Подушки и шторки безопасности с подголовниками на сиденьях появились чуть позже и также доказали свою эффективность. Поэтому сейчас современный автомобиль довольно трудно представить без такой пассивной защиты, а владельцы бюджетных моделей уже не удивляются при комплектации авто 6-ю надувными подушками.
Затем пришла пора автомобильного кузова, в котором стали появляться «запрограммированные» зоны деформации, максимально защищающие водителя, пассажиров и пешеходов от повреждений во время возможных аварий. Ну а системы типа ЭРА-ГЛОНАСС должны мгновенно и в автоматическом режиме сообщать круглосуточным диспетчерским службам координаты произошедшего дорожно-транспортного происшествия.
Надеемся, что эта «небольшая экскурсия» поможет владельцам транспортных средств оценить безопасность своего автомобиля.