почему морская мина отнюдь не так опасна, как многие привыкли думать

почему морская мина отнюдь не так опасна, как многие привыкли думать


Сложно отыскать человека, который бы ни разу не видел морской мины. Их показывают в кино, они попадаются на многочисленных снимках времен войны, а еще их нередко можно увидеть в качестве памятников и предметов декоративного оформления в портовых городах, где находятся базы военно-морского флота. Само собой, во всех этих случаях от мины остаётся только абсолютно безопасный корпус и какие-то загадочные «шипы». Собственно, о них то сегодня и пойдёт речь.

Без зарядки и взвода мины безопасны. /Фото: wikipedia.org.

Без зарядки и взвода мины безопасны. /Фото: wikipedia.org.

Загадочные шипы морских мин правильнее было бы называть «рогами», тем более что это вполне себе официальное название – херцхорн или «Рожок Герца». Название устройство получило, как несложно догадаться, в честь своего изобретателя: прусского конструктора Альберта Герца. По своей сути херцхорн – это гальваноударный взрыватель. Необходим он для подрыва мины при столкновении последней с бортом подводного или надводного судна. Вообще, стоит отметить, что устройство Альберта Герца было далеко не первым в своем роде.

Чаще всего рога мины делают из меди. /Фото: n-bulgaria.online.

Чаще всего рога мины делают из меди. /Фото: n-bulgaria.online.

С разной степенью успешности морские мины люди конструировали с XV века. При этом наибольший рывок в развитии этих адских устройств был совершен лишь в XIX веке. С 1810-х годов десятки конструкторов Европы, Америки и России предлагали свои модели мин и взрывателей для них. В середине позапрошлого века в морских минах использовались преимущественно химические взрыватели. Как правило, выполняли их в форме стеклянной колбы, заполненной серной кислотой. Колба устанавливалась над емкостью с запалом, например, на основе смеси сахара и бертолиевой соли.

Каждый рог - это взрыватель. /Фото: wikimedia.org.

Каждый рог — это взрыватель. /Фото: wikimedia.org.

В момент столкновения мины с судном, колба взрывателя разбивалась, и кислота падала в реактивы. Происходила химическая реакция. Запал воспламенялся, после чего происходил подрыв. Ярчайшими представителями таких взрывателей можно считать трубку Власова и запал Кибальчича. Однако, химические взрыватели имели ряд серьёзных недостатков, главным из которых была их низкая надежность (а значит и безопасность). Срок годности таких систем так же был ограничен из-за угрозы деградации смесей на основе сахара. Поэтому в начале второй половины XIX века стали появляться гальваноударные взрыватели, например, уже неоднократно упомянутый херцхорн.

Колбу внутри разбить не так просто, как кажется. /Фото: iz.ru.

Колбу внутри разбить не так просто, как кажется. /Фото: iz.ru.

В основе своей они похожи на химические: в медном корпусе (роге) заключена стеклянная колба, заполненная серной кислотой. Рог мины достаточно мягкий из-за чего при ударе или наваливании судна на мину он легко деформируется, колба разбивается, и кислота падает на поверхность гальванической батареи Вольта. Это приводит к образованию импульса, который в свою очередь приводит в действие электрический взрыватель. При этом подрыва не произойдет, если у мины предварительно не был заряжен аккумулятор. Таким образом до тех пор, пока мина не приведена в состоянии боевого взвода, она остаётся безопасной.

Впрочем, существуют и куда более чувствительные виды взрывателей. /Фото: autoparus.by.

Впрочем, существуют и куда более чувствительные виды взрывателей. /Фото: autoparus.by.

Более того, не стоит переоценивать мягкость медного корпуса херцхорна. От прикосновения рукой детонации точно не случится. Более того, морские мины можно аккуратно отталкивать багром! Чего уж там, если столкновение с бортом не окажется достаточно сильным, то взрыватель Герца не сработает. Главное достоинство херцхорна заключается в его простоте и надежности. При этом рассчитан такой взрыватель в первую очередь на наезд борта на мину, а не на столкновение с ним.

А вот интересное видео с нашего канала:

В продолжение темы читайте о том, может ли броня спасти танки, или в современной войне они уже не нужны.






Источник: novate.ru